Лев Королев
Терменвокс в России и исполнительские школы игры на нем

Терменвокс - первый электромузыкальный инструмент (ЭМИ), появившийся в России в 1919г., названный по имени изобретателя Льва Сергеевича Термена.
Российский ЭМИ типа "терменвокс" представлен двумя исполнительскими школами.
Первая школа игры - "неприкасаемым способом" из положения стоя, предложена Л.С.Терменом. Правая рука здесь управляет высотой звука: при приближении руки к антенне высота звука повышается. Левая рука управляет громкостью звука: при удалении левой руки от второй антенны, громкость звука увеличивается.
Эта школа игры позволяет исполнять мелодии кантиленного характера.

Вторая школа - при сидячей посадке исполнителя с кнопочной манипуляцией звуком и педальным регулятором громкости, предложена в начале 20-х годов первым солистом и мастером выразительной игры на терменвоксе Константином Ковальским   (1890 - 1976 гг.).

Конструктивные оформления и схемотехнические решения инструментов этих двух исполнительских школ заметно отличаются. Правая рука исполнителя как и в первом случае управляет высотой звука, громкость звука управляется с помощью ножной педали, а левая рука лежит на пульте управления инструментом и управляет кнопочным манипулятором, формирующим начальную и конечную фазы звукового процесса.

Всё это позволяет исполнителю оперативно переключать необходимые тембры и режимы работы в процессе исполнения музыки, исполнять такие важные музыкальные приёмы как, например, "стаккато", "пиццикато", "трель", чего невозможно сделать пользуясь школой игры "неприкасаемым способом".
К.И.Ковальский отдал терменвоксу около 50 лет своей жизни.

За это время в СССР им было дано более 3000 концертов как в сольном исполнении на терменвоксе, так и совместно с выдающимися мастерами советской сцены, такими, как В.В.Барсова, В.Р.Петров, Н.Д.Обухова и многими другими.


На протяжении своей творческой деятельности К.И.Ковальский всегда пользовался только игрой при сидящей посадке исполнителя, исполняя такие виртуозные произведения, как "Полёт шмеля" Н.Римского-Корсакова, "Неаполитанская песенка" П.И.Чайковского, "Ария Разины" Дж. Россини.
Начияая с 70-х годов происходит интенсивное совершенствование и развитие терменвокса (1).

Что же представляет собой современный терменвокс?

Следует отметиь высокую стабильность музыкального строя, определяемую в основном изменениями влажности окружающего антенну воздуха и составляющую в единицах длины грифа около 4% при полном отсутствии быстрых уходов строя. Выявлены структуры и составлены эквивалентные схемы антенного контура терменвокса обоих исполнительскил школ. Приведены оптимальные численные значения компонентов схем, в значительной степени определяющих стабильность музыкального строя и позволяющих правильно сконструировать и настроить терменвокс обоих исполнительских школ (2,3).

Современный терменвокс обогатился новыми тембрами, на необходимости которых настаивал К.И.Ковальский. Формантный синтез тембров оказался пригодным и для терменвокса. Впервые в музыкальной практике такого рода ЭМИ разработаны и введены в терменвокс инструментальные тембры, напоминающие звучание гобоя, трубы, валторны скрипки и виолончели, ещё при жизни К.И.Ковальского (4,5). Разработан и введён миниатюрный ревербератор, расширяющий тембровые возможности (5).

В современном терменвоксе полностью решена проблема выравнивания пространственного грифа путём введения устройства, компенсирующего естественный разбег октав устройства прототипа (6,7). Сформулирован критерий идеального грифа терменвокса школы игры при сидячей посадке исполнителя, как равномерность мензуры пространственного грифа в 2.. .2,5 октавы и постоянство этого участка в пределах звуковысотных континуальных позиций (2).
Наконец, в современном терменвоксе полностью решена проблема нахождения начальной высоты звука (начальной ноты перед игрой) путём визуализации пространственного грифа с применением индикаторов ИН-13 (по одному на каждую октаву). Нахождение ноты производится по световому столбику индикатора, конец которого останавливается напротив риски, проведённой от ноты на мнемонической шкале фортепианного типа.

Визуализатор грифа позволяет исполнителю занять необходимую звуковысотную позицию, оперативно найти начальную высоту звука и без каких бы то ни было ограничений, как это имеет место и в обычных музыкальных инструментах, в любой момент времени вступить в процесс оркестровой или ансамблевой игры. Визуализатор грифа позволяет также контролировать исполнителю глубину и форму своего "вибрато", повысить качество интонирования и существенно упростить процесс обучения игре на инструменте (8). Достаточно подробное описание современного терменвокса приведено в (9), а в работе (10) указывается на возможность построения многоголосного терменвокса.

Созданный новый образец ЭМИ, названный тершумфоном (сокращенное от терменвокс-шумофон), объединяет каналы терменвокса и шумофона в унисонном звучании единым способом управления высотой звука традциционным для терменвокса. Новый ЭМИ наряду с тембрами терменвокса даёт возможность получать звучания близкие к унисонам различной интонационной определённости, звучание поющего ветра, а также различные звуко - шумовые эффекты (11). На целесообразность создания такого ЭМИ указывали К.И. Ковальский и руководитель ансамбля ЭМИ Всесоюзного радио и центрального телевидения В.В.Мещерин.

В 80-х годах был организован и успешно функцаонирует в настоящее время первый в России класс обучения игре на современном терменвоксе.
Класс ведёт (при школе 1159 в Москве) педагог 3.А.Дугина - Раневская, ученица Льва Термена и К.И.Ковальского. Преподавание ведётся по школе К.И.Ковальского. Ученица 3.А.Дугиной-РаневскоЙ Ольга Миланич с 1991г выступает в рамках Абонементных концертов Московской Филармонии, лауреат конкурса "Юные таланты Московии", активно участвует в пропаганде терменвокса.

В заключение следует отметить, что научный и технический уровень развития терменвокса значительно превышает уровень исполнительского мастерства терменвоксистов. До исполнительского мастерства К.И.Ковальского пока далеко
.


Л.С.Термен (слева)  и  К.И. Ковальский
во время исполнения музыки (1925)

Литература:

1. Королев Л.Д. И снова терменвокс, "Радио" 1972, N9.
2. Королев Л.Д. Отчёт по НИР "Терменвокс-шумофон-тершумфон", 1978г. НИКТИМП.
3. Королев Л.Д. Электромузыкальный иаструмент типа терменвокс, сб. "Электроника, музыка, свет", материалы меяздунар. научно-практической конф. Казань, 1996г.
4. Королев Л.Д. Новые тембры в терменвоксе, "Радио", 1974, N9.
5. Королев Л.Д. Многотембровый концертный ЭМИ типа терменвокс, "Состояние и перспективы развития ЭМИ в СССР", сб. докладов III Всес. нт. конф. Житомир, 1976г.
6. Термен Л. С., Королев Л.Д. Электромузыкальный инструмент типа терменвокс, Авт. св-во, N1048503, 1983г.
7. Королев Л.Д. Пространственный гриф терменвокса и его выравнивание, "Электроника, музыка, свет", сб. материалы междунар. научно-практической конф., Казань, 1996г.
8. Королев Л.Д. Визуализация цространственного грифа терменвокса, "Радио", 1982г N5.
9. Королев Л.Д. Современный терменвокс, "Радио", 1988г. №2,3.
10. Термен Л.С. Многоголосный терменвокс, "Материалы IV Всес. нт. конф. по электромузыкальным инструментам", ч. II, 1981г. Москва.
11. П. Королев Л.Д. Электронный музыкальный инструмент тершумфон, там же.

The page was maintaned by A.Smirnov
31 December, 1997