Московский международный Дом музыки
Камерный зал

2 апреля 2006 г., 19-00

Посвящение Булезу
концерт к 80-летию композитора

Московский ансамбль современной музыки

Художественный руководитель – Юрий Каспаров
Дирижёр – Жан Деруайе (Франция)
Концерт проводится при поддержке Посольства Франции в России и AFAA – МИД Франции

Для тех, кто прочитал эту информацию, вход будет свободным,
если сказать, что вы пришли по приглашению Юрия Каспарова.

ПРОГРАММА

Пьер Булез (р. 1925)
D e rive I для инструментального секстета, соч. 1984 г.

Бруно Мантовани (р. 1974)
Turbulences ( «Турбулентность» ) для ансамбля, соч. 1998 г.

Жерар Пессон (р. 1958)
Rescousse ( «Помощь») для 13 инструментов, соч. 2004 г.

Марк-Андре Дальбави ( р. 1961)
In Advance of the Broken Time... ( «Перед разбитым временем» ) для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, альта и виолончели, соч. 1994 г.

Паскаль Дюзапен (р. 1955)
Coda («Кода») для ансамбля, соч. 1992 г.


Жан Деруайе родился в 1979 году. Окончил Парижскую Национальную консерваторию, обучаясь в которой был удостоен пяти международных премий в области симфонического дирижирования. В дельнейшем он стажировался у таких известных дирижеров, как Дэвид Робертсон, Паскаль Рофе, Петер Гюлк, Йорма Панула и Марк Фостер. Лауреат международного конкурса, организованного Куртом Мазуром и Национальным оркестром Франции.

Жан Деруайе работал ассистентом Пьера Булеза и Джонатана Нотта. С 2004 года является дирижером всемирно известного ансамбля InterContemporain . Параллельно он выступает и как оперный дирижер, регулярно участвуя в постановках Театра Шатле и Театра Кан. Премьеры ряда ведущих европейских композиторов были осуществлены Жаном Деруайе вместе с Тель-Авивским симфоническим оркестром, с Национальным оркестром Иль-де-Франс, с Филармоническим оркестром Радио-Франс и с другими известными симфоническими коллективами.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) был основан в марте 1990 года как часть Ассоциации современной музыки, возглавляемой Эдисоном Денисовым. Художественным руководителем ансамбля стал композитор, Заслуженный артист России Юрий Каспаров (р. 1955). Творческая деятельность МАСМ направлена на широкую пропаганду российской музыки ХХ и XXI века за рубежом и современной западной музыки в нашей стране. Ансамбль объединил известных московских солистов-виртуозов, среди которых народный артист РФ Валерий Попов (фагот), заслуженные артисты РФ Илья Лундин (флейта), Олег Танцов (кларнет), Александр Загоринский (виолончель) и другие.

Будучи по своей структуре ансамблем солистов, в котором каждая оркестровая партия представлена одним инструментом, МАСМ успешно исполняет любую камерную музыку от барокко и классики до новейших опусов. Однако главная задача коллектива – организация новых проектов в области современной музыки в тесном сотрудничестве с международными организациями, такими как Институт им. Гёте (Германия), Французский культурный центр, фонд Pro Helvetia (Швейцария), Посольство Королевства Нидерландов в Москве, Фонд Сороса, Британский Совет и др.

В активе МАСМ:
•  около 500 мировых и российских премьер произведений композиторов нескольких поколений, в том числе Д. Шостаковича, Н. Рославца, А. Мосолова, А. Шнитке и Э. Денисова (Россия), Э. Вареза и Я. Ксенакиса (Франция), Т. Лувенди (Нидерланды), П. Рудерса (Дания), Х. Лахенмана (Германия), Л. Ноно и Л. Берио (Италия) и др. Многие произведения были специально написаны для МАСМ и посвящены ему. Значительное место в репертуаре коллектива, охватывающем все концептуальные направления современной музыки, занимает творчество молодых отечественных и зарубежных композиторов. В 2003 г. исполненная МАСМ пьеса москвича Дмитрия Курляндского впервые в российской истории завоевала первый приз престижного международного фестиваля молодых композиторов Gaudeamus Music Week (Амстердам);
•  более ста специальных проектов, представивших музыку современных композиторов России, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Италии, Канады, Нидерландов, США, Финляндии, Франции, Швейцарии и других стран. В исполнении помимо солистов МАСМ участвовали многие зарубежные композиторы, музыковеды и исполнители. Местами проведения проектов стали более 40 российских городов;
•  около 40 компакт-дисков, записанных для ведущих международных лейблов, среди которых H armonia Mundi (Франция), Olympia (Великобритания), Muziekgroep / Donemus (Нидерланды), M eldac / Triton (Япония);
•  участие в крупнейших международных фестивалях современной музыки в России, Австрии, Армении, Белоруссии, Великобритании, Германии, Грузии, Дании, Испании, Италии, Латвии, Молдавии, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Турции, Узбекистане, Украине, Франции, Чехии, Японии.  

Проект «Музыкальная Франция сегодня»

Классики новейшей французской композиторской плеяды, музыка которых стала неотъемлемой составляющей ведущих мировых концертных залов, будут представлены лидером современного российского музыкального исполнительства – Московским ансамблем современной музыки под управлением одного из ведущих дирижеров Франции, маэстро Жана Деруайе, дирижера знаменитого парижского ансамбля Inter С ontempor a in . Данная программа посвящена 80-летию Пьера Булеза – одной из крупнейших фигур в современном музыкальном мире, а также творчеству его последователей и учеников.  

Пьер Булез ( Pierre Boulez) родился 26 марта 1925 года в Монбризоне. Он учился в Парижской консерватории у Оливье Мессиана, который привил ему особый интерес к проблемам ритма и инструментального колорита, к внеевропейским музыкальным культурам, а также к идее «открытой» формы, впоследствии получившей развитие в принципах алеаторики. В 1945-46 гг. Булез изучал серийную технику под руководством Рене Лейбовица, однако довольно скоро отошел от строгой додекафонии и занялся экспериментами по серийной организации ритма, динамики, артикуляции (сериализм). В 50-е годы вместе с Карлхайнцем Штокхаузеном Булез возглавил молодое авангардное направление в европейской музыке. С этого же времени начинается его педагогическая деятельность (в разные годы он преподавал в Дармштадте, Базеле, Гарварде, Париже), а затем и дирижерская. Он возглавил парижский театр Мариньи и учредил при нем концертную организацию «Домен мюзикаль». В 1954 году появляется его культовое произведение «Молоток без мастера».

В творческом наследии Стефана Малларме Булез почерпнул идею «произведения, пребывающего в постоянном становлении» (англ. work in progress), которую развивал в собственном творчестве 1960-70-х годов. В 1975-92 гг. Булез возглавлял основанный им Институт музыкальных и акустических исследований (IRCAM). В 1990-е в Париже организовал образовательный и исполнительский центр «Город музыки» (Cite de la musique). Как дирижер Пьер Булез сотрудничал и продолжает работать с лучшими оркестрами Европы и США, а также с Международным ансамблем современной музыки ( Ensemble InterContemporain ).

D e rive * I для инструментального секстета (1984) – первая из двух композиций Булеза с одинаковыми названиями, но разными композиционными принципами в основе. В D e rive I Булез выстраивает всю ткань произведения из единого гармонического комплекса - шестизвучия, представляющего собой музыкальную монограмму знаменитого швейцарского мецената и дирижера Пауля Захера, оказывавшего немалую поддержку многим ведущим европейским композиторам ХХ века (Булез преобразует его имя в ноты Es -A-C- H -E и D , то есть Re ). Это шестизвучие принимает в сочинении и вертикальную (аккорд), и горизонтальную (гексахорд) формы; структура композиции в целом напоминает постепенно изменяющуюся перспективу – от горизонтали к вертикали и обратно. Внешне композиция предстает, как некий дидактический опыт – очевидна опора на число «шесть»: в исполнении заняты шесть инструментов, «центральный элемент» - шесть звуков, с этим же числом так или иначе связаны все ритмы и т.д. Однако все это имеет второстепенное значение, главная же цель композиции заключается в самых различных девиациях и преображениях шестизвучного комплекса.
-----------------------------------------------

* Derive ( фр.) - 1) отклонение от пути; девиация, отнесение (ветром, течением); дрейф, снос;

2) тех. смещение, сползание, уход; медленное изменение величины

Бруно Мантовани ( Bruno Mantovani ) родился в 1974 году. Обучался игре на фортепиано, ударных и джазу в консерватории Перпиньяна. В 1993 году поступил в Парижскую консерваторию, по окончании которой продолжил обучение у Ги Рэбеля. Получил степень по музыковедению в Университете Руана. В 1995 году занимался научной деятельностью в Руаймоне, в 1998-1999 гг. – в Институте музыкальных и акустических исследований ( IRCAM ), основанном Пьером Булезом.

Бруно Мантовани сотрудничал с такими известными солистами и дирижерами, как Барбара Хендрикс, Поль Мейер, Эммануэль Паю, Венсан Давид, Мишель Дальберто и др., а также с различными ансамблями, в числе которых TM +, Alternance и InterContemporain . Сочинение «Турбулентность» ( Turbulences ) написано им для ансамбля Neue M u sik K o ln . Кроме того, Мантовани писал произведения по заказу Французского Правительства, Радио Франции, Оркестра де Пари, оркестра Саарбрюкена, Радио Кельна и многих других организаций и фестивалей. Его музыка широко исполняется во Франции и за ее пределами.

В 1999 году Концерт для скрипки с оркестром и композиция «Турбулентность» были удостоены первой премии на конкурсе в Штутгарте. Сочинение « D ' un r e ve parti » было отмечено обществом Gaudeamus в Амстердаме в 2001 году. В том же году опус « S e rie noire » был рекомендован к радиотрансляции Международной кафедрой композиторов ЮНЕСКО.   В 1997 году Бруно Мантовани стал членом Академии изящных искусств ( Academie de Beaux - Arts ), другое почетное звание он получил от Фонда Нади и Лили Буланже в 1999 году. В 2000 году он был отмечен Премией Эрве Дюгардена от французского общества авторов, композиторов и музыкальных издателей SACEM , а также премией критиков за записи музыки, выпущенные на компакт-диске лейблом Aeon . Произведения Мантовани публикует издательство Henry Lemoine .

Жерар Пессон ( Gerard Pesson ) родился в 1958 году. Изучал литературу и музыковедение в Сорбонне, затем поступил в Национальную консерваторию в Париже, где учился в классах Бетси Джолас (анализ), Иво Малека (композиция) и Мариуса Констана (оркестровка). В 1985-1990 гг. сотрудничал со отделением France Musique на радио Франс.

В 1986 году о н был удостоен первой премии в Тулузе за опус « Les Chants Fa ё z » для фортепиано и 11 инструментов. В 1989 году стал лауреатом конкурса « Op e ra Autrement », получив премию за оперу « Beau Soir » («Прекрасный вечер») на либретто Мартина Кальтенекера , прозвучавшую в концертном исполнении на Авиньонском фестивале и в следующем году представленную в сценической версии в Страсбурге в рамках фестиваля «Musica» . С 1988 года , будучи автором целого ряда произведений для оркестра и камерной музыки, Жерар Пессон сосредоточил свое внимание преимущественно на театральных музыкальных жанрах.

В 1990 году он получил специальную стипендию виллы Медичи в Риме от Французской академии, в течение полутора лет жил и работал в Италии . Сегодня произведения Пессона исполняются во Франции и за ее пределами такими ансамблями, как Espace - Musique , Fa , Itin e raire , 2 E 2 M , Modern , Alter Ego , InterContemporain и др . В 1996 году композиция « R e cr e ations fran c aises » была отмечена премией Фонда принца Монако Пьера. В 2000 году в театре Амандьер в Нантере состоялась премьера камерной оперы «Forever Valley» на либретто Мари Редонне, заказанной Пессону организацией T&M ( Th ea tre et Musique ).

Для названия пьесы « Rescousse» , написанной в 2004 году, Жерар Пессон использовал старый морской термин, означающий совершенно определенную помощь-выручку, а именно отбитие у врага захваченного им судна и освобождение союзников.

Марк-Андре Дальбави ( Marc - Andre Dalbavie ) - представитель французского направления спектральной музыки, в творчестве которого также нашли новое развитие традиции постсериальной музыки Булеза и минимализма Стива Райха и Мортона Фелдмана. Дальбави родился в 1961 году в г. Нейи-на-Сене. В восемь лет выиграл национальный конкурс. В 1980 году он сотрудничал с Джоном Кейджем в Лондоне, в 1984 году обучался в Академии Чигиана в Сиене (Италия). В дальнейшем Марк-Андре Дальбави учился в Н ациональной консерватории в Париже, где занимался в классах Мишеля Филиппо (композиция), Ги Рэбеля (электроакустика), Мариуса Констана (оркестровка), а также Тристана Мюрея (электронная музыка) и Пьера Булеза (дирижирование). Ко времени занятий композицией с Тристаном Мюреем (1983-1985 гг.) относятся его первые опыты в области электронной музыки. В 1985-1990 гг. он принимал активное участие в деятельности Института музыкальных и акустических исследований ( IRCAM ), выступал как дирижер. В стенах института родилось и первое произведение Дальбави – « Diadems », которое приобрело большую известность во Франции и за рубежом, в частности, благодаря исполнению его ансамблем InterContemporain . Композиция была удостоена премии знаменитой организации « Ars Electronica » в Линце (Австрия) в категории «компьютерная музыка».

В 1992-1993 гг. Марк-Андре Дальбави жил и работал в Берлине по приглашению Немецкой службы академических обменов ( DAAD ), в 1995-1996 гг. – на вилле Медичи в Риме. С 1996 г. он преподает оркестровку в Национальной консерватории в Париже. Сочинение «Перед разбитым временем» ( In Advance of the Broken Time ...) для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки, альта и виолончели написано им в 1994 году и посвящено Петре и Эрхарду Гросскофпам.

Паскаль Дюзапен ( Pascal Dusapin ) родился 29 мая 1955 года в Нанси. Окончил Парижский университет Сорбонна, где изуча л эстетику, скульптуру, другие искусства и науки. Был вольнослушателем в классе Оливье Мессиана в Национальной консерватории в Париже. В 1974-78 годах посещал семинары Яниса Ксенакиса, впоследствии назвавшего Дюзапена своим любимым учеником . Далее Дюзапен учился на семинарах Франко Донатони. Дважды был удостоен специальной стипендии виллы Медичи в Риме от Французской академии.

Паскаль Дюзапен - обладатель ряда престижных наград, в том числе Vocation Foundation Prize (1977), Премии Эрве Дюгардена от общества SACEM (1979), премии Ассоциации критиков (1993), Prix Symphonique от общества SACEM (1994), Grand Prix National de Musique от Министерства культуры Франции (1995), Victoire de la Musique (1998, за запись сочинений Дюзапена Национальным оркестром Лиона); опус «Watt» для тромбона и симфонического оркестра был отмечен Международной кафедрой композиторов ЮНЕСКО (1998). В 1993-94 годах Дюзапен был постоянным композитором ( composer - in - residence ) Национального оркестра Лиона.

Сочинения Дюзапена публикует издательство Editions Salabert. Их записывают и исполняют такие известные музыканты и коллективы, как Collegium Vocale Gent п/у Филиппа Херрвега, Arditti Quartet, Эммануэль Кривин, Национальный оркестр Лиона п/у Бернара Тету, Ensemble Ars Nova, Ensemble Intercontemporain, Кристоф Эшенбах и Оркестр де Пари, Национальный оркестр Франции, Филармонический оркестр Монпелье и др. Музыка Дюзапена звучит на международных фестивалях в Страсбурге, Венеции, Брюсселе и др.