ТЕРМЕН-ЦЕНТР
КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ДОМ

Большой Овчинниковский пер. 24, стр.4
e-mail: dom-msk@postman.ru
http://www.dom.com.ru
тел.: 953-7236
Фестиваль альтермедиум.03
Невидимые города

Вадим КУПРИЯНОВ - ”Пьеса” [2001]
Комментарии не требуются, т.к. Пьеса говорит сама за себя.
Написана она была летом 2001 года с использованием программ Metasynth, Max/MSP, Soundhack,
AKAI S2000, Cubase, Pro Tools.

Арам ЭНФИ - SPIRIT LAP 1, part 4

SPIRIT LAP 1, part 4 Арама Энфи - последняя часть одного из произведений крупной формы, образующих масштабный Симфо-Электронный Цикл (Мега-Проект) Лоно Духа.
Идейная Концепция этого Проекта укоренена в эзотерических глубинах Общемировой Духовной Традиции и созвучна той Целостной Мировоззренческой Парадигме, согласно которой Человеческое Сознание, активно противодействующее энтропической десакрализации проявленных форм Бытия и эктропически (по Павлу Флоренскому) содействующее процессу их становления, допускается в Тео-Сферу Единой Духовной Субстанции и продолжает в ней своё дальнейшее Эволюционное Восхождение.
Адекватной вербализацией этих гностико-философских аспектов Проекта служит его обобщающее английское название: слово Spirit , кроме обозначения Духовной Первоосновы, используется также в смысловых оборотах воодушевлять, одобрять, а ёмкоё понятие Lap , наряду со значениями лоно, этап, круг, перекрытие, ассоциируется с глаголами окружать, окутывать, шлифовать, притирать.
Базисная эстетика музыки SPIRIT LAP сугубо интуитивна (точнее - сенситивна), а её живая компонента призвана актуализировать Принцип Духовно-Творческой обратной связи: под воздействием задающего тонко-вибрационного Потока на сцене генерируются творческие флюиды, ментально концентрирующие ауру Сакрального Поля.
Иерархия Духа управляется Фундаментальным Законом Неэгоистичности ( Восходящий помогает возвышению остальных ), и в таком контексте синергетический потенциал SPIRIT LAP, направленный на оказание действенной помощи Высшему Я всех людей, придаёт этому Проекту значение Универсальной Творческо-Духовной Теургии.
Арам Энфи (1955) Композитор, преимущественно работающий в области электронной музыки. Среди произведений: большая серия крупных Симфо-Электронных Циклов, пять Хореографических Поэм, инструментальные и вокальные альбомы, музыка для театра, кино и телевидения. Особое внимание в его творчестве уделяется аспектам, связанным с кардинальным повышением роли Искусства в Трансформационных Практиках Духовного Развития Личности. В настоящее время А.Энфи руководит Химкинским Центром Электронной Музыки и разрабатывает Художественную (Пластико-Свето- Музыкальную) Концепцию Театра Духовного Присутствия.
Яна Аксенова - Режиссер, видеохудожник, музыкант.
Имеет около 15 авторских видеоработ Как терменвоксист сотрудничает с музыкальными коллективами е69, Марс Аттакует!, Север и др., участница ряда проектов Тот театра. Ведет активную концертную деятельность с различными музыкантами альтернативного направления мультимедиа искусств.
Лана Аксенова – музыкант. Как вокалистка и терменвоксист выступает с различными коллективами, участница ряда проектов Тот театра.

Юрий СПИЦЫН - b-i-r-d-r-e-a-m /манипулятивные квадрагонали/
интерактивная композиция для терменвокса и системы "kyma".
Исполнитель при помощи терменвокса в реальном времени выполняет 4 задачи:
- собственно звукоизвлечение
- управление партитурой
- контроль звуковых алгоритмов.
- квадро-панорамирование и микширование звуковых объектов.
Использован принцип «бесконтактного исполнения» – в течение пьесы исполнитель не дотрагивается ни до одного предмета, будь то кнопка, ручка, клавиша и т.п.
Название пьесы отражает характер звукового наполнения композиции, которое принадлежит птицам.

Юрий Спицын (1961) - Программист, композитор, музыкант. Работал в ряде институтов и фирм, создавая компьютерные программы для обучения, автоматического управления, компьютерных игр, медицины и музыки.
С 1986 по 1993 изучал русский фольклор с Е.Кустовским. Играл в нескольких рок-группах, выступал с фольклорным ансамблем "Перекресток", работал в "Театре песни" В.Луферова, побеждал в ряде конкурсов городского фольклора (КСП). С 1992 г. - член Термен-центра.
Автор музыки для детских спектаклей, участник детских музыкальных образовательных программ.
Основные интересы:
- Интерактивная музыка
- Языки музыкального программирования
- Новые формы музыкального обучения
- Мультимедиа, виртуальная реальность

Cтанислав КРЕЙЧИ, Роб МАЛЕНДЕР (Великобритания) - Submerging" [2003]
"Submerging" - коллективное сочинение Станислава Крейчи и Роба Маллендера в жанре электроакустической музыки. Форма пьесы достаточно проста и симметрична с четко разграниченными частями: "Поверхность", "Погружение", "На глубине", "Всплытие" и снова "Поверхность". В пьесе использован разнообразный звуковой материал: звучание "Интерферометра" и скульптуры "Freejazz" (звучащие объекты Роба Маллендера), "Овалоида" (конструкция Вячеслава Колейчука) и синтезатора АНС; преобразованные в звук магнитные поля Ванкуверской надземки и Московского метро, звуки радиоприемника, пропущенные через фотооптическую пару, речеподобные звуки человеческого голоса и "вокальные" звуки китов-горбачей. Несмотря на разную природу, все звуки органически увязаны в общей композиции.
Станислав Крейчи (1936) Композитор, звукорежиссер.
Один из пионеров Российской электронной музыки и создателей Московской студии электронной музыки в музее А.Н.Скрябина в начале 1960-х гг., являющийся в течение уже более сорока лет главным хранителем легендарного синтезатора АНС Евгения Мурзина. Автор электронной и электроакустической музыки, музыки к целому ряду известных кинофильмов и спектаклей, музыкант-импровизатор. В настоящее время работает в Московском Государственном Университете.
Роб Маллендер (Великобритания) – Музыкант, журналист, автор радиопередач по современной альтернативной музыке. Создатель уникальных музыкальных инструментов и звуковых объектов, основанных на использовании магнитных, оптических, лазерных, ультразвуковых и т.п. сверхчувствительных микрофонов, датчиков и сенсоров, позволяющих слышать и препарировать множество, казалось бы, совершенно беззвучных процессов и вибраций окружающего нас мира.

Вера ИВАНОВА – Паника. Меланхолия. (2002)
Этими двумя пьесами открывается цикл «Каталог», задуманный как собрание относительно небольших и разных композиций, характеризующих различные состояния, эмоции, чувства, ощущения и образы.
Идея цикла в создании композиций на общие темы, проявляющих личное отношение к предмету и, таким образом, вносящих свой скромный вклад в «копилку» мирового искусства. Исходным толчком к идее собирания «Каталога» были аллегории средневекового искусства на заданные темы с определенным кругом образов. Но существенное отличие заключается в конкретизации образов и стремлении донести их до слушателя предельно ясно.

Андрей СМИРНОВ / Питер ВАН БЕРГЕН (Голландия) - XYZ#1
Интерактивный перформанс для Питера Ван Бергена (саксофон), термен-сенсоров,
компьютера и программы MAX/MSP.
Антенны (термен-сенсоры) воспринимают положение и характер движений исполнителя в пространстве сцены. Специально созданный алгоритм в компьютерной среде MAX/MSP анализирует и интерпретирует действия исполнителя, формируя динамическую звуковую среду. Движение исполнителя в конечном счете представляет собой как бы субстанцию, каркас музыкального образа. Пространственная структура образа складывается в результате преобразования биодинамической ткани движения в чувственную ткань музыкального образа. В хронотопе живого движения пространство - это остановленное время, а время - это движущееся пространство.

Дмитрий СУБОЧЕВ / Яна АКСЕНОВА / Дмитрий ЧЕГЛАКОВ - Концерт для г-на Чеглакова и его тени #1
Музыкальная импровизация в которой участвуют солист и его виртуальный двойник.
Двойник представлен в визуальном образе тени солиста, которая анимируется компьютером
в реальном времени для музыкального диалога между человеком и машиной.
Наш девиз: "Машина-это тень чегловека..."
Главные роли играют:
Дмитрий Чеглаков (в роли совершенно живого Дмитрия Чеглакова)
Яна Акснова (в роли сыгравшего свою роль видеохудожника)
Субочев Дмитрий (в роли пожертвовавшего свою роль композитора компьютеру)
Тень Дмитрия Чеглакова (в роли совершенно искусственной попытки сыграть роль совершенно живого Дмитрия Чеглакова).

Velta W. / Patrick K.-H. / Сергей Шубников - PhAS (PhotoAcousticSession)
Фотоакустическая сессия, посвященная:
- Интерпретации архитипического появления «птички» из «фотоаппарата»;
- Моделированию звуковой среды, соответствующей ее пребыванию там;
- Разработке аудиогипотез об ее появлении в «фотоаппарате».
Исполняется на сэмплерах и фотооборудовании; вырабатывая звук, фотокамеры взамен наполняются визуальной информацией, что позволяет находить новые взаимосвязи между звуком и изображением.

Дитер КАУФМАН (1941) - "HEILIGENLEGENDE" ("Legend of the Saints") [Легенда о Святых]
Композиция создана в 1981 году в IMEB - Институте Электроакустической Музыки в Бурже (Франция). В основе композиции – «Псалм 129» Эрнесто Карденала. Стимулом к созданию композиции послужило предложение Эльфреда Гэйблза написать музыку для его инструмента – музыкальной пилы. Этот инструмент с его «космическим» звуком и характерным внешним видом заставил автора задуматься об орудиях пыток святых, которые, в соответствии со старинными иллюстрациями, носили в руках атрибуты своих мучений. Причем зачастую, эти чудовищные предметы были позолочены. Композиция существует в версиях для пленки, пленки и пилы, пленки и десяти инструментов, пленки и блок-флейты, пленки и скрипки. Все версии включают чтение текстов Эрнесто Карденала на разных языках, в зависимости от страны, в которой исполняется музыка. Звуковой материал пьесы основан исключительно на электронных звуках.
Композиция посвящается жертвам диктатур Латинской Америки.


Дитер КАУФМАН (1941) - "ADAGIO 2003"
for soprano and electro-acoustic installation (8 channels),
Композиция создана в 2002 году в IMEB - Институте Электроакустической Музыки в Бурже (Франция). В основе композиции – фрагменты поэм Гийома Аполлинера ("Le Pont Mirabeau"), Джузеппе Унгарети ("Giorno per giorno") и Фридриха Гелдерлина ("Halfte des Lebens"). Записанные тексты были прочитаны Гунгой Кениг и спользованы ранее (1972) в композиции «pathetic autumn».
Первоначальная версия носила название «Осеннее адажио 01». Композиция начинается в духе детектива, который, разрастаясь, приобретает масштабы «ситуации в мире» с его самолетами, своего рода «осенними птицами» - предвестниками катастрофы, возгласами "weh mir!" («горе мне!»)…
Теперь эти птицы возвращаются вновь, закрывая небо, трансформируя собственные крики, превращающиеся в мертвые звуки, звуки голоса пьяного солиста, Free-jazz между 0 и 1, бессмысленными «выкл.» нашего www-мира (weg-werf-welt / through-away-world / выброшенный мир) - wo nehm ich, wenn es Winter ist, die Blumen?" (Hoelderlin). Стаи ворон улетают в осеннюю синеву неба, замерзающее зимнее чистилище 0 градусов.
Год спустя была написана версия "Adagio 2003" для голоса Элизабет Цикора, комбинирующая электронную композицию с чтением элегических поэм Аполлинера и Унгаретти. Оба поэта пишут о конце света и своем бессилии перед ним.

Дитер КАУФМАН (1941)
Один из пионеров Австрийской электроакустической музыки.
Ученик Оливье Мессиана, Пьера Шеффера, Франсуа Бэйля, Карла Шиске, Готфрида Фон Айнема, Рене Лейбовица. Учился в Германии и Париже (GRM). Профессор Венского Университета музыки и драматических искусств, декан факультета композиции. Президент союза композиторов Австрии и Австрийского общества охраны авторских прав. Экс-президент ISCM – Австрийской секции международного союза компьютерной музыки и GEM - Австрийского Союза электроакустической музыки. Автор камерной, симфонической, вокальной музыки, электроакустической и лайв-электронной музыки, музыки для театра. Основатель Ансамбля Музыкального Театра «The K&K EXPERIMENTALSTUDIO».
Получал многочисленные национальные и международные призы.


Элизабет ЦИКОРА (Австрия)

Обучалась вокалу в Венском Музыкальном Университете у проф. Франца Лукасовского, Вальтера Берри и Бультера Марела. Как солистка и оперный певец специализируется на музыке Моцарта, а также современной музыке. Ее репертуар простирается от сочинений Моцарта, Шуберта и Штрауса, до Вейла, Бернстайна и Барбера. Целый ряд известных Австрийских композиторов посвятили ей своми сочинения.

Лидия Кавина закончила консерваторию как композитор в 1992 году. С детского возраста обучалась игре на терменвоксе у изобретателя инструмента Льва Термена. В настоящее время ведет класс классического терменвокса в Термен-Центре Московской консерватории. В качестве профессионального исполнителя на терменвоксе Л.Кавиной было дано около 700 выступлений. Среди ее работ: выступления с Бостонским Оркестром современной музыки, Лондонским филармоническим оркестром, оркестром Би-Би-Си, игра в мюзиклах Тома Уэйтса, опера Ольги Нойвирт „Bahlamms Fest“, балет „Золото Нартов“ Владимира Николаева (Большой театр, Москва, 2003), запись музыки к фильмам "Ed Wood" и "eXistenZ", два сольных диска, а также учебный видеофильм “Mastering the Theremin”.

Олеся Ростовская закончила Московскую консерваторию по специальностям композиция и орган. Терменвоксом начала заниматься в классе Л.Кавиной в 1999г. Активно выступает в области классической музыки, а также авангарда. Автор нескольких произведений для терменвокса, в том числе ряда театральных проектов. Лауреат конкурса «Профессиональная музыка ХХI века».

Барбара Буххольц (Германия) начала свою музыкальную деятельность играя на басгитаре в джазовом оркестре REICHLICH WEIBLICH. Ее проекты часто объединяют различные музыкальные и театральные жанры, например, TAP IT DEEP для мидифицированного стептанца и джазового ансамбля. Ее новый проект WAVES для видео, терменвокса и миди-терменвокса завоевал композиторский приз города Билефельда, Германия (2002). Игре на терменвоксе Барбара начала обучаться у Л.Кавиной в 2000 году. В основе ее композиторских работ лежит применение терменвокса, а также миди-терменвокса с использованием сэмплов.

Аяко Сато (Япония) в детстве училась играть на фортепиано, органе и кото (японский народный инструмент). С апреля 2002 г. начала заниматься терменвоксом в классе Масами Такеучи в Токио. Параллельно стала изучать русский язык. С августа 2002 года приехала в Москву для занятий у Л.Кавиной. Выступление в ДОМе станет для Аяко ее вторым выходом на профессиональную сцену.

Арам Энфи (1955) Композитор, преимущественно работающий в области электронной музыки. Среди произведений: большая серия крупных Симфо-Электронных Циклов, пять Хореографических Поэм, инструментальные и вокальные альбомы, музыка для театра, кино и телевидения. Особое внимание в его творчестве уделяется аспектам, связанным с кардинальным повышением роли Искусства в Трансформационных Практиках Духовного Развития Личности.
В настоящее время А.Энфи руководит Химкинским Центром Электронной Музыки и разрабатывает Художественную (Пластико-Свето- Музыкальную) Концепцию Театра Духовного Присутствия.

Аксенова Яна
Режиссер, видеохудожник, музыкант.
1974 год родилась в Москве.
1988 начала обучалаться игре на фортепиано и гитаре, занималась фотографией.
1994 год сотрудничает с электроакустической студией « Термен Центр», занимается электронной музыкой, компьютерной графикой и видеоартом.
1997 год работала видеоинженером в театре А.Васильева.
1997 года начинает играть на терменвоксе.
98-99 - работала в рекламе как видеохудожник
лето 1998 с группой музыкантов входит в проект «е69», где играет в основном на терменвоксе, и создает видеоперформансы для выступлений этой группы.
2001 год посещала летние мастер-классы Грегора Луца (Германия), и Аллы Ковгань (США) по видеосъемке и режиссуре танцевальных фильмов.
01-02 - работала звукорежиссером в театре им.Моссовета.
03- работает как концертный звукорежиссер группы DUBTV.
Работает с видео, компьютерной графикой и танцем в России и Германии. Работает с музыкальными перформансами и другими аспектами мультимедиа искусств.
Имеет около 15 авторских видеоработ.
Как терменвоксист сотрудничала с музыкальными коллективами е69, Марс Аттакует!, Север, а так же участвовала в перформансах Тот театра. Ведет активную концертную деятельность с различными музыкантами альтернативного направления.

ТЕРМЕНцентр: Московская консерватория, Б. Никитская 13, тел. 229-7678
e-mail: box@theremin.ru
http://theremincenter.org

Центр ДОМ: Москва, Большой Очинниковский пер. 24, строение 4, Тел.: 953-7236
e-mail: dom-msk@postman.ru http://www.dom.com.ru