Ультра-хроматизм

Направление в музыкальной теории, активно пропагандировавшееся в начале ХХ века рядом музыковедов и композиторов, в первую очередь Л.Сабанеевым и А.Авраамовым. Получило название «ультра-хроматизма», из противопоставления сплошного звукоряда 12- звуковой октаве.

Сабанеев считал, что сразу нельзя достигнуть сплошного звукоряда, не потерявшись в бездне новых возможностей. Для начала он предлагал ограничить новый звукоряд 53-ступечной гаммой, считая, что «получаемое приближение в точности звуков при 53-ступенной гамме настолько велико, что ухо наше, по крайней мере в нынешнем своем состоянии, уже не может различать разницы в чисто звуковом отношении и воспринимает получаемые минимальные различия между фиксированным строем и истинными тонами лишь «физическими» способами».

Создание инструмента с 53-ступенной гаммой представлялось ему технически разрешимым делом, которое неизбежно повлечет за собой переустройство «аппарата звуковых названий и обозначений», изменение способов письменной фиксации музыкального творчества, переделку в соответствии с этим всей классической музыкальной литературы, реформирование оркестра и т. д.

А. Авраамов вслед за Л.Сабанеевым утверждал, что говорить «об ультра-хроматических возможностях, обертоновом строе, грядущем разрыве с отжившей свой век «равномерной темперацией» можно впустую сколько угодно». Нужно же создать инструмент для воспроизведения всех теоретически желаемых созвучий. Существующие типы музыкальных инструментов для этой цели он считал абсолютно непригодными и выдвигал задачу создать инструмент, который совмещал бы в себе следующие качества:

1) длительный тон, силою которого исполнитель может управлять в любой момент звучания;
2) абсолютно свободную интонацию: «сплошной» звукоряд от субконтр до пятичертной октавы включительно;
3) полифоническую структуру, дающую возможность одному исполнителю извлекать сколь угодно сложные комплексы тонов.

В качестве первого опыта конструирования такого инструмента он предлагал созданный им смычковый полихорд, допускавший «безграничное разнообразие гармонических комплексов» в пределах сплошного звукоряда. Отсутствие фиксированной системы тонов, по мнению Авраамова, должно было развить человеческий слух, искаженный «баховским наследием», сделать прежнюю музыку невоспроизводимой и послужить толчком к развитию богатых форм на новой гармонической основе.

«Ультрахроматизм... — писал А. Авраамов, — знаменует разрыв с современной системой тонов, уклонение от нее в сторону более тонких, разнообразных (и, несомненно, более гармоничных) созвучий, как бы материализующих, конкретизирующих в отношениях своих натуральный ряд чисел. Отрицание равномерно-темперационной системы сводится в нем к двум моментам:

а) восстановлению точных отношений (возврат к натуральному строю) в основании ряда и
б) расширению его «действенных пределов ведением тонов, соответствующих высшим простым числам (7, 11, 13 и т.п.)».

А.С.